Походы и приключения от Команды-46

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
К-46 > Полезности > По местам! > История Чуфут-Кале

История Чуфут-Кале


Чуфут - Кале (по татарски "иудейская крепость") - ныне "город мертвых", так как живые все почти отсюда выселились. Жизни здесь совсем нет - вымерли улицы, полуразрушенные дома без крыш, окон и дверей и полное отсутствие людей.

Это один из хорошо сохранившихся и наиболее посещаемых средневековых городов: экскурсоводы, урны для мусора, книжечки с описанием достопримечательностей, кафешка и ….. собиратели бабок с бедных туристов.

Чуфут КалеВ прошлом году ещё открылась новая достопримечательность – колодец Тик-Кую – тоже за дополнительные бабки. Желания посетить не было совершенно – поэтому ничего толкового сказать не можем. По желанию можем посетить, но стоимость равна стоимости посещения Чуфут-Кале.

Чуфутка располагается на востоке от Бахчисарая, на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвёл на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями. Археологические раскопки дают основание полагать, что город был построен в X – XI вв., после гибели соседнего Кыз-Кермена. По свидетельству арабского географа XIV В. Абульфеды, в XIII в. в Чуфут-Кале жили аланы – самое могущественное из позднесарматских племён иранского происхождения.

Чуфут-Кале находиться недалеко от конечной остановки городского автобуса «Вокзал-Чуфут-Кале». Вверх уходит старая каменистая дорога. Отсюда хорошо видны три скалистых мыса. В нескольких сотнях метров за ним, в балке Ашлама-Дере, пять веков назад крымские ханы возвели руками невольников свой первый дворец, ныне не существующий. Но зато хорошо сохранился мавзолей (дюрбе), расположенный на территории современного Дома инвалидов. В нем похоронены первые крымские ханы — Хаджи-Девлет-Гирей и его сын Менгли-Гирея. Мавзолей построен в 1501 году. Рядом с ним — старое здание с красной черепичной крышей; это бывшее медресе —высшая мусульманская духовная школа. По балке Марьям-Дере через полкилометра дорога приводит к остаткам христианского Успенского монастыря. (о нём отдельно). Здесь сохранились дом игумена и руины небольшой часовни, пещеры хозяйственного и культового назначения, пещерные кельи в громадах отвесных скал, гостиный дом и другие здания. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь с колоннами и остатками росписи.

Чуфут Кале После осмотра Успенского монастыря продолжайте путь вверх по ущелью. Дорога идет большей частью в тени, среди зелени, слева — роща вековых деревьев грецкого ореха, по пути много лещины, кизила, можжевельника, встречаются дикая груша и лиана ломонос. В нескольких десятках метров от скита — братское кладбище советских воинов, погибших в Великую Отечественную войну. Еще выше встретятся пещеры, высеченные в отдельных камнях. Вероятно, это остатки деревушки Мариамполь. Недалеко отсюда в зарослях обнаружен могильник VI—VII веков.

Как только достигнете источника, откроется необычное зрелище — на голубом фоне неба четко выделяются строения «воздушного города», как назвал Чуфут-Кале один из современников А.С. Пушкина. Кажется, что его дома и крепостные стены подобно орлиным гнездам прилепились прямо на неприступной отвесной скале.

Вопрос о времени возникновения города является дискуссионным. Некоторые исследователи считают, что Чуфут-Кале, как и многие "пещерные города" Крыма, был построен Византией в VIв. в для защиты Херсонеса Таврического от набегов кочевников; другие называют более позднюю дату - X-XIвв., связывая возникновение города с развитием в Крыму феодальных отношений.

По свидетельству арабского историка и географа первой половиы XIVв. Абульфеды, до захвата Крыма татарами в Чуфут-Кале жили аланы - позднесарматское племя иранского происхождения. Родственные по культуре и языку скифам, предки современных осетин, аланы начали проникать в Крым в IIIв.н.э. из придонских прикаспийских степей. Поселившись в горной части полуострова, они и приняли христианство. Занимались скотоводством, земледелием, ремеслами.

К концу XIIIв. площадь Чуфут-Кале составляла 29 гектаров, из них 9 были застроены жилыми домами, хозяйственными помещениями и общественными зданиями. Остальную часть использовали под огороды и пастбища. С южной, западной и северной сторон не было необходимости строить укрепления: здесь плато круто обрывается вниз. С восточной стороны вход в город закрывала мощная крепостная стена.

И все же в XIIIв. город был повержен; в 1299г. после осады его захватил татарский бей Яшлавский. По-видимому, в конце XIV - начале XVв. татары поселили здесь караимов, которым вменялось в обязанность восстановление всего разрушенного и строительство новых сооружений. Площадь города увеличилась вдвое. Татары назвали его Кырк-Ором (сорок укреплений) (Дотатарское название города осталось неизвестным). Довольно скоро Кырк-Ор стал первоклассной для своего времени крепостью. Особенно большую роль она сыграла в период борьбы крымских ханов с Золотой Ордой за свою независимость. По мере усиления Крымского ханства значение Кырк-Ора постепенно ослабевает середине XVIIв. татары покинули его, оставив там караимов. С того времени город на плато стал называться Чуфут-Кале (Иудейская крепость). После присоединения Крыма к России караимы переселились в города Евпаторию, Бахчисарай, Ялту и другие Крыма.

Преобладающей частью населения города стали караимы - особая в этническом и религиозном плане группа последователей Пятикнижия Моисеева - ветхозаветной Библии. В 1854 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели. В Чуфут-Кале поднимаются по древней, вымощенной камнем, дороге и входят через Южные ворота, построенные, очевидно, в XIV веке и надежно защищавшие крепость от врагов….

Чуфут Кале История становится более ясной с конца XIII века, когда войска бея Яшлавского из орд темника Золотой Орды Ногая захватили крепость. Одна из крымских легенд гласит, что татары долго не могли взять Чуфут-Кале, пока в конце концов не пошли на хитрость: создали видимость наступления большого войска... День и ночь били барабаны, непрерывно подавались команды. Инсценировка всеобщей атаки продолжалась несколько суток. Бдительность защитников крепости притупилась. Выбрав момент, осаждающие пробили оборонительную стену в уязвимом месте и ворвались в крепость.

Захватив город, мужчин-воинов татары истребили, остальных обратили в рабство... Они разместили здесь свой гарнизон и назвали его по-своему — Кырк-Ор. Первоначальное название города не установлено

На рубеже XIV и XV веков караимы-ремесленники построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города. Довольно быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма.

По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV веке превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой.

В конце XV века уже Менгли-Гирей (1467 – 1515 гг.) заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После ее разгрома Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, и Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу — Бахчисарай.

Кырк-Ор оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников. В конце XV века здесь находился в заточении литовский посол Лез, а в 1648 году — польский гетман Потоцкий. Подобной же участи иногда подвергались послы и видные политические деятели России. В 1572 году в тюрьме сидел любимец Ивана Грозного Василий Грязной. Три года томился в тюремном застенке русский посол Василий Айтемиров (1692 – 1695 гг.), посланный в Крым для заключения мирного договора. С этой же целью прибыл к хану в конце XVII века князь Ромодановский — видный политический деятель при Петре I. Хан тоже посадил его в тюрьму, где князь просидел три года. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы В.Б. Шереметьева. В 1660 году в битве под Чудновом он был захвачен в плен и тайно перевезен в Бахчисарай. Только через одиннадцать месяцев об этом узнали в Москве и начали переговоры о выкупе. Зная, что Шереметьев любимец царя, хан потребовал за него города Казань и Астрахань. Но русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой дорогой ценой. Его заточили в темницу на Чуфут-Кале, и провел он там двадцать один год.

Только в 1681 году воевода был выкуплен родственниками. Беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметьев на родину. Мужество, непреклонная воля, любовь к родине помогли ему выдержать плен, перенести долгие годы тяжкой неволи. Но жить на свободе не пришлось. Через полгода он умер.

В крепости держали не всех пленников, а только тех, кто был знатен и мог себя выкупить. Бедняков продавали в заморское рабство в Кафе — главном центре работорговли на полуострове или в Бахчисарае. Многие влачили рабское существование в Крыму.

С середины XVII века татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает «Еврейская крепость». После ухода татар караимы жили здесь еще больше двух столетий.

Караимы являются потомками древних тюркских племён, входивших в состав Хазарского каганата в VIII – X в. Они переняли от иудейской религии вероучение караимизма; отрицая талмуд, были последователями древнееврейской ветхозаветной библии (Пятикнижия Моисея). Со временем слово "караим" стало этнонимом – названием народности.

Караимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде не отличались от татар, говорили на татарском языке, но сохранили и свой. Занимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством. У более зажиточных лавки и мастерские находились в Бахчисарае.

После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Вскоре царское правительство признало, что караимы не евреи, и предложило им некоторые привилегии, в частности разрешило жить на всей территории империи.

С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1901 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели. В путеводителе конца прошлого века читаем: «Вряд ли еще где найдется город, который производил бы столь сильное, подавляющее впечатление полным отсутствием жизни».


Подготовлено MariMagdalina

Крым | пещерные города

Обновлено 28.09.2010 11:20  

Голосования

В какой поход вы бы предпочли пойти?
 

Заходите на форум, там актуальная информация о текущих проектах


Авторизация

Реклама

Облако тегов

байдарки вода выживание горы дети и туризм Дон забавное Карелия Карпаты катамаран команда 46 Крым лошади лыжи море паруса пещерные города походная кухня Селигер скалолазание турция фото яхта

+ All tags