Походы и приключения от Команды-46

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
К-46 > Полезности > По местам! > Достопримечательности Чуфут-Кале

Достопримечательности Чуфут-Кале


  Одолев довольно трудный подъем, экскурсанты входят в город через южные (малые) ворота. К ним ведет вымощенная камнем дорога, частично сохранившаяся на последних двух маршах. Ворота построены в XIV веке на месте более древних, как и вся эта часть оборонительной стены. Через два столетия стену перестроили и сделали в ней бойницы для стрельбы из ружей.

Пещерные городаВ XVIв. створки Южных ворот были обиты ты полосами кованого железа. Правее ворот высится каменная стена XIVв. с бойницами: сразу за воротами - узкий, вырубленный в скале коридор с "нацеленными" на него и на ворота пещерам расположенными в четыре яруса. Преодолеть сопротивление защитников города на этом участке было крайне трудно: с высоты стены на неприятеля обрушивался град камней, стрел, дротиков, у его разрывались бычьи пузыри с золой, ослепляя штурмующих, замеляя их продвижение к воротам. Еще хуже приходилось неприятельским воинам, когда они, взломав ворота, оказывались в коридоре-мешке: с высоты деревянного настила-перекрытия на них сбрасывали камни, сыпали золу, возможно, лили кипящую воду, а воины-лучники, засевшие в оборонительных пещёрах, осыпали их стрелами...

У второго поворота дороги, справа в скале — вертикальная вырубка, внизу заметны следы порога. Пройдите налево вверх и окажетесь на одной из улиц города. Слева, за развалинами нескольких жилых домов, находится полуразрушенная стена, отделявшая от городских кварталов незастроенную часть плато. Этот пустырь сейчас называется Бурунчак. От него на восток, до средней оборонительной стены тянется «старый» город.

Улица, на которую вы вышли, называется Средней.

Севернее ее проходит улица Бурунчакская. По ней двигались телеги и арбы в западную часть плато, на Бурунчак. По-видимому, там в дотатарское время был рынок. В дни военной опасности на этой обширной площади могли укрывать свой скот и имущество жители окрестных деревень.

Южнее Средней лежит улица Кенасская, названная так потому, что на ней находятся караимские молитвенные дома — кенасы. Улицы соединялись узкими переулками. Средняя улица и переулки не были проезжими, по ним могли пройти только люди и вьючные животные.

В XVI веке, уже после расширения города, в Чуфут-Кале было свыше четырехсот домов, население достигало четырех-пяти тысяч человек. Дома строились в большинстве двухэтажные, стояли почти вплотную друг к другу. Стены, как правило, клали из тесаного камня, на глине; двускатные или односкатные крыши покрывались черепицей местного производства. Пещерные города

Идя по Средней улице на восток, попадете на небольшую площадь. На нее выходят и две другие улицы — Бурунчакская и Кенасская. Сразу же за площадью, слева от Кенасской улицы, видны остатки мечети, построенной в 1346 году. Недалеко от развалин мечети — хорошо сохранившийся мавзолей Джаныке-ханым. Он восьмигранный, построен в XV веке. Много раз его ремонтировали и реставрировали, но делали это неумело, и свой первоначальный вид памятник утратил. Резная арабская надпись на каменном своде двери гласит о вечности загробной жизни. Внутри мавзолея установлено надгробие из местного известняка. На нем высечена надпись на арабском языке: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году». Под каменным полом мавзолея был погребальный склеп. С именем Джаныке-ханым связан ряд легенд и преданий.

За мавзолеем к северу плато круто обрывается. Отсюда, с высоты, открывается изумительный вид на долину Ашлама-Дере. Необычайно красива и панорама Главной гряды Крымских гор с их самой высокой вершиной Роман-Кош (1545 м)... , а также Кемаль-Эгерек, Чатырдаг.

Продолжая путь вдоль обрыва, подойдете к средней — самой ранней — оборонительной стене, построенной в Х—XI веках вместе с городом. Она пересекала плато поперек. С обоих концов ее усиливали башни. В 10—11 метрах от стены — большой крепостной ров длиной 65, шириной — 4, глубиной — до 2 метров. Но он не доходил до края скалы — оставался проход к вылазной калитке в северной части оборонительной стены (там до сих пор сохранилась небольшая лестница, которая ведет в малый оборонительный ров).

Ближе к воротам, по преданию, находился монетный двор. В стене видны вырубки для балок, поддерживавших крышу. Монета здешней чеканки с надписью «Кырк-Ор» была серебряной с большой примесью меди. Ее называли «гнилой деньгой» и брали неохотно.

Над вторым малым рвом со временем построили жилой дом, а сам ров использовали как хозяйственное полуподвальное помещение, из которого по ступеням можно было попасть в две большие пещеры-подвала.

Осмотрев хозяйственные пещеры, выходите наверх и продолжайте путь вдоль рва. От монетного двора поверните влево и идите к во-сточной стене. Длина ее — 128 метров. Сложена она из камней равной величины и по качеству кладки хуже средней. Стену построили караимы в конце XIV — начале XV веков для защиты новой части города. В XVI веке, вероятно, в правление Менгли-Гирея, стену и башни перестраивали. В это время дубовые ворота обили кованым железом, а в башнях и на парапете стены устроили бойницы для огнестрельного оружия. Слева от ворот видна орудийная амбразура — необычайная редкость в крепостных стенах того времени. С внешней стороны над воротами укреплена мраморная плита с грубо высеченными на ней знаками, смысл которых не разгадан. Выехать из города или въехать в него можно было только через эти ворота.

Поднимитесь на башню над воротами и осмотрите местность. Перед крепостной стеной слева у дороги виден большой бассейн, вырубленный в скале. В нем собирали дождевую воду для хозяйственных нужд и питья скоту. Дальше на плато в последнее время существования города был рынок. Левее на холме стояла ветряная мельница. Впереди по дороге, в верховье Иосафатовой долины, среди деревьев и кустарников скрыто древнее караимское кладбище.(его мы посетим – по желанию). Нас впечатлило!

От восточных ворот отправляйтесь снова к старому городу, но теперь по Главной улице, которая заканчивается у средней оборонительной стены. Шире других, она была проезжей. Пешеходы пользовались тротуарами из каменных плит. На Главной улице сохранились два жилых дома XVIII — начала XIX веков. В большом доме слева до конца своих дней жил известный караимский ученый, знаток древних рукописей, А.С. Фиркович. Он часто путешествовал по Египту, Палестине, Турции, Кавказу и Крыму в поисках сведений о своем народе. Фирковичем собрано много старинных караимских и еврейских рукописей, книг и надгробных надписей. Эта уникальная коллекция, представляющая большую ценность, ныне хранится в Санкт-Петербурге в Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Продолжая путь от дома Фирковича к воротам в средней оборонительной стене, обратите внимание на их расположение. Влево стена уходит под углом, справа она выступает вперед. Находясь на ней, защитники крепости могли поражать штурмующего врага с правого фланга и частично с тыла. К тому же прямой подход к воротам преграждал ров, который дорога в город обходила слева, делая изгиб. В 1299 году татары не смогли прорваться через ворота в город. Они нашли уязвимый участок и пробили стену южнее, там, где перед нею не было рва. Впоследствии пролом заложили, но более мелким камнем. Это место и сейчас хорошо заметно.

Полотно ворот не сохранилось, но, вероятно, они были двустворчатыми, дубовыми, такими же массивными, как и восточные. На ночь и в момент опасности ворота запирались на засов.

В скале под аркой ворот вырублен желоб, по которому в город был проложен водопровод из гончарных труб. Подойдя к крепости, водопровод огибал южную часть большого рва. На территории города желоб прослеживается на расстоянии до 15 метров от ворот. Остатки водопровода обнаружены раскопками и под стеной «монетного двора».

Гончарные трубы, сделанные из хорошо обожженной красной глины, соединялись известковым раствором, а желоб был накрыт двумя рядами небольших каменных плит. Сооружение водопровода предположительно относят ко времени основания города, строительства средней оборонительной стены.

Когда водопровод перестал действовать, жители вынуждены были брать воду из источников, находившихся вне города. Для хозяйственных нужд и скота собирали дождевую и снеговую воду в вырубленных в скале колодцах. Их было на Чуфут-Кале несколько. Пещерные города

У южного обрыва хорошо сохранились караимские кенасы. Напротив входа во дворик — кенаса XIV века. Она находилась в старой части города, возможно, потому, что в то время еще не построили восточную оборонительную стену, а святыню нужно было надежно укрыть. К тому же расположение молитвенного дома на территории татар давало им дополнительную власть над караимской общиной.

Кенасу окружает терраса с каменными колоннами. Здесь верующие отдыхали в ожидании богослужения. Совершив обряд омовения перед входом в молитвенный дом, они ставили обувь в специально сделанные ниши. Терраса была также местом собраний, где решались вопросы религиозного и попечительского характера, а иногда вершился суд над нарушителями старинных нравственных и религиозных предписаний. Вторая кенаса появилась значительно позже, в XVIII веке.

Внутри устройство кенас одинаково. В первом маленьком зале, отделенном перегородкой, сидя на скамейках, молились старики, в большом зале — мужчины. Женщины размещались на балкончике, за деревянной решеткой.

Пол большого зала был покрыт коврами, на потолке подвешены люстры. Сохранились кольца для их крепления. Крючки в стенах служили для закрепления концов веревок, на которых висели люстры. Для лучшего резонанса в стены зала вмонтированы голосники (кувшины).

На боковых полках лежали молитвенники. В шкафчиках, дверцы которых украшает художественная резьба, хранилась религиозная утварь, в одном из них — центральном — свитки Торы (священные тексты иудеев).

Недалеко от кенас, к сожалению, неизвестно, где именно, находилась караимская типография, созданная в 1731 году. Это была первая типография на Крымском полуострове. Деревянный древнееврейский шрифт для нее выписали из Венеции. Печатались книги большей частью религиозного содержания, на некоторых указано место печатания — «Кале». Последнее издание в Чуфут-Кале вышло в 1805 году, типография была переведена в Евпаторию.

А где же была тюрьма и что она собой представляла? Об этом нет достоверных сведений. В письмах князя В.Б.Шереметьва, томившегося в крепости 21 год, место его заточения названо избой или палатой, из чего можно сделать вывод, что узника содержали скорее, в наземной постройке.

Кенасами заканчивается знакомство с Чуфут-Кале. Выйдя через южные ворота, спуститесь в Иосафатову долину и поверните налево. В средние века здесь проходила дорога. Она заросла кустарником и деревьями и сохранилась лишь местами. Идя по ней, попадете к старому караимскому кладбищу. Пещерные города

Также можно выйти через Восточные ворота. С востока замыкает город Восточная оборонительная стена с башнями, длина ее - 128 метров. В стене - еще одни ворота, Восточные, из которых можно спуститься в Иосафатову долину. Участок городских ворот преподнес сюрприз археологам, проводившим здесь раскопки в 1958г. Оказывается, через проем ворот у северной стены проходила нитка водопровода, составленная из керамических гончарных труб. Это открытие осветило загадку водоснабжения города.

Через Восточные ворота (если они будут открыты) тоже можно выйти на Караимское кладбище.

В густых зарослях видна арка ворот кладбища, за которой открывается город мертвых - разбросанное среди зарослей, кажущееся необозримым море надгробий. Они покрыты надписями, иногда в сочетании с орнаментом с повторением основных символов смерти - стилизованный кипарис - и воскресения - розетка, роза. Значительная часть надгробных надписей - эпитафий собрана и издана А. Фирковичем. Кладбище довольно обширно.

Иосафатова долина была для караимов самым древним и почитаемым местом погребений.

Кладбище это довольно обширно. Некогда на нем росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом. Поэтому татары называли кладбище Балта-Тиймез (буквально: «топор не коснется»). Здесь сохранились старинные надгробия из известняка. В поздний период богатым ставили памятники из мрамора. В это место традиционных захоронений привозили хоронить не только из других городов России, но иногда даже из-за границы.

До сих пор здесь проводятся захоронения. Потомков истинных караимов сейчас в мире осталось совсем немного, но до сих пор если умирает караим где-то (даже за границей) либо его привозят хоронить на это кладбище, либо хоронят там где он умер, но на этом кладбище ставят ему могилу. Мы видели могилы, датированные 2002 годом.


Подготовлено MariMagdalina

Крым | пещерные города

Обновлено 28.09.2010 11:19  

Голосования

В какой поход вы бы предпочли пойти?
 

Заходите на форум, там актуальная информация о текущих проектах


Авторизация

Реклама

Облако тегов

байдарки вода выживание горы дети и туризм Дон забавное Карелия Карпаты катамаран команда 46 Крым лошади лыжи море паруса пещерные города походная кухня Селигер скалолазание турция фото яхта

+ All tags